Городецкая роспись в маникюре

Актуальность дизайна

Этот дизайн ногтей под гжель полностью олицетворяет традиционную роспись предметов декора и посуды.

При упоминании о гжели, вы сразу представляете красивые вазы, фарфоровые чашки блюдца, которые украшали каждый дом. Сегодня его используют в украшениях, одежде и т.д.

Маникюр гжель настолько универсальный, что подходит и для делового стиля, и для свободных студенческих будней, и к праздничной новогодней атмосфере. Его часто используют невесты, добавляя к своему образу элементы голубого, фиолетового или синего цвета.

Сегодня существует множество вариантов росписи. Можно использовать цветы, завитки, кружочки, ветки, фигурные мазки и т.д.

Цветовая гамма

К особенностям дизайна ногтей под гжель относится четкая цветовая гамма – белый фон и фиолетовый, синий или голубой узор.

В очень редких случаях могут использовать желтый рисунок на черной основе. Все зависит от предстоящего события, дресс-кода или личных предпочтений.

Светлые оттенки предпочтительно использовать в деловой обстановке, а для праздников можно выбрать яркие, насыщенные цвета.

Выбор ногтя для росписи

При создании стандартного маникюра под гжель рисунок наносится на все ногти, но иногда выделяют только один или два, чтобы сделать на них акцент.

Форма и длина ногтей может быть любой. Чем длиннее пластина, тем больше пространства для необычного узора. Более выгодно рисунок смотрится на округлых формах.

Создать модный дизайн можно как на натуральных, так и на нарощенных ногтях.

Необходимые материалы

Техника выполнения маникюра допускает использование стразов, блесток, различных фигурок и глиттеров.

Основные материалы:

  • ножнички для кутикулы;
  • средство для снятия лака;
  • база;
  • тонкие кисточки;
  • лаки в белом, синем и фиолетовом оттенке;
  • акриловые краски без спиртовой основы или шеллак;
  • закрепитель.

Как нарисовать лошадь? Мастер-класс

Тот конь, что изображается с помощью трафаретов, настоящими мастерами не признавался. Но если вы новичок в изобразительном искусстве и пытаетесь постичь основы городецкой росписи, то можете попробовать два способа изображения коня – поэтапное рисование по Коновалову и Соколовой, а также рисование по шаблону. Первый способ более ценный, но и более сложный.

В следующем видео показывается способ рисования городецкого коня.

https://youtube.com/watch?v=8Y6HDqlyjmo

Учиться рисовать нужно на плотной акварельной бумаге. Сначала художник тренирует руку на бумаге, делает множество повторений, и только потом переносит изображение на дерево. Для работы по рисованию лошади поэтапно в стиле городецкой росписи вам понадобятся: акварельная бумага, черная краска, краска другого яркого цвета, белая краска и беличьи кисти разных размеров.

Рисование коня поэтапно:

    1. Не тонкой кистью, черной краской делается первый мазок. Если до того вы уже рисовали птицу, то мазок будет сродни тому, каким прорисовывалась ее грудь и шейка. К данному мазку нужно приписать еще один, вместе с первым он должен образовать каплевидный элемент. В нем будут просматриваться изогнутая шея и грудная клетка лошади.
    2. К передней части тулова следует приписать очертание седла. А от задней части седла нужно писать круп животного.
    3. К изящной шее художник пририсовывает маленькую продолговатую головку округлой формы. К головке животного приписываются маленькие острые ушки.

  1. Далее нужно дописать к туловищу верхние отделы ног, передняя же традиционно будет поднятой.
  2. Затем к верхним отделам ног приписываются нижние части – от коленца до копыт. Не нужно следовать анатомической правильности, образ лошади у городецких мастеров всегда обобщенный, но при этом колоритный и убедительный. Копыта рисуются как черные остроконечные листочки.
  3. Хвост рисуется плавными, легкими кистевыми движениями.
  4. Теперь нужно ярко закрасить седло, прописать уздечку.
  5. Настало время белильной разживки – ею прорисовывают круглый глаз животного, тонкими штришками описывают его гриву, хвост. Мелкие мазки оттеняют копытца коня.

Сегодня можно рисовать и белых, и красных лошадей. Можно рисовать и пару лошадей, которым доводится счастливо пастись на цветочном лугу. Но каноничный конь черный, потому учиться писать главного городецкого героя лучше традиционным путем.

Использование шаблонов

Если вы следуете традициям городецкой росписи, рисуете коней, которые пасутся на лугу, может возникнуть проблема с симметрией изображения. Например, один конь получается хорошо, а вот другой, который должен стать зеркальным отображением первого, никак не получается. В такой ситуации и приходят на помощь декоративные шаблоны. Нужно нарисовать коня на плотной бумаге, вырезать его, перевернуть и приложить к поверхности, которая будет расписываться.

Так, с помощью шаблона, удается создать безукоризненные симметричные городецкие композиции. Шаблоны применяются и в детском творчестве. Ребенок в силу возраста еще не способен повторить точно городецкого коня, шаблоны и трафареты упрощают эту задачу. У маленького художника есть силуэт, и ему остается только красиво его расписать.

Если хочется утилитарных вещей, то можно всей семьей, к примеру, с помощью шаблонов расписать лошадку-качалку. Приобрести деревянную игрушку, которая пока ничем не украшена, и самостоятельно ее расписать. Получится красивая и символичная вещь: маленькая игровая лошадка с изображением сказочного городецкого коня.


Раскраска городецкой лошадки для детей

В магазинах творчества могут продаваться наборы с трафаретами, шаблонами и прописями в стиле разных народных промыслов. Если удастся найти такое пособие, это будет ценным приобретением для освоения традиционной росписи.

Городецкий конь – выразительный, изящный, сказочный. Так и хочется, чтобы его изображение выходило точь-в-точь таким, как на работах профессионалов. С помощью мастер-классов, пособий, шаблонов это желание может успешно реализоваться.

Из истории городецкой росписи

Городецкая роспись берет начало от резных прялок, которые в Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно выделялся на светлой поверхности донца. Так, при помощи всего двух оттенков дерева и несложных инструментов городецкие мастера превращали поверхность обычной доски в настоящую картину. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным. Возрастающая необходимость увеличения производства прядильных донец навело мастеров на мысль, что технику декоративного оформления необходимо упростить. Поэтому, начиная со второй половины XIX века, трудоемкая и сложная техника инкрустации была заменена обычной резьбой с подкраской, а к концу XIX века на городецких донцах начинает преобладать живописная манера украшения. Старинные традиции городецких умельцев стремятся сохранить и обогатить современные мастера, работающие на фабрике «Городецкая роспись» (г. Городец), среди которых есть лауреаты Репинской премии. 

Подготовка к занятию

Важная часть любого занятия по ИЗО — подготовка. Прежде всего для росписи понадобится основа. На самом первом занятии педагог может предложить детям просто листы белой бумаги (стандартная форма А5), квадраты (вырезаны из формата А4 либо меньшего размера) либо полоски (половинка листа А4, но только он разрезается вдоль).

На первом занятии в старшей группе ребята могут освоить простой орнамент на полоске

На последующих занятиях ребятам уже предлагается основа в виде какого-то предмета кухонной утвари: доска, ваза, блюдо, тарелка, бокал, чаша, ложка и пр.

Основа может быть в виде предмета посуды и вовсе не обязательно белого цвета

При этом желательно затонировать бумагу в какой-то цвет. Традиционно воспитатели выбирают жёлтый, однако гораздо лучше будет окрасить основу под дерево, подобрав соответствующую краску или же смешав жёлтый цвет с коричневым (поэкспериментировать на палитре).

Очень реалисто будет смотреться основа, тонированная под дерево

Для работы понадобятся краски и кисти. Для городецкой росписи гуашь подойдёт гораздо лучше акварели: изображение получится ярким и насыщенным. Кисти же должны быть разной толщины — для прорисовки крупных и мелких элементов узора.

Для творчества понадобится гуашь и кисти разной толщины

Главные сюжеты, начерчиваемые большей частью

Как правило, попадаются на произведениях:

  • цветы (розан, ромашки, купавки). Визуализируется в виде симметричного букета, гирлянды, полосы, венка или ромба;
  • птицы (лебеди, павлины, петухи, голуби или кукушки в зависимости от цели автора);
  • «дерево жизни» – олицетворение природы. На таких штуках присутствуют сразу предостаточно компонентов (соединения из растений, пернатых). Рисовальщик наносит также коня слева и справа, изредка – львы, барсы и другая экзотика.

Изображается как интерьер жилого дома, так и улицы населённых пунктов с предельно возможным количеством тонкостей. Нередко на подобных изображениях можно увидеть элементы на манер домашних животных, находящихся у ног хозяина. Другая особенность – это наличие растительности на зимнем пейзаже вне строения.

Аналогичные поделки воплощаются обычно в прямоугольной конфигурации, а края украшает орнамент. Встречаются и круглые вариации, устанавливаемые на полку как декоративные тарелки, узоры на которых расположены на краю.

Шкатулка способна содержать на своей грани немного очертаний с различными ситуациями, центральная из которых размещается на крышке или передней стенке (с той стороны, где конструкция открывается).

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Описание быта крестьян максимально содержательно отзеркаливало реальность временного промежутка, в который была произведена работа мастера. Необычные отображения, вписанные в сцену из повседневного бытия, усиливают эффект от увиденного.

Важнейшие действующие устраиваются в центре холста – крупнее остальных. Кадры с чаепитиями, застольями, свадьбами и другими мероприятиями – обязательно со столом, где расставлена посуда или бывают другие второстепенные объекты, раскрывающие суть происходящего.

Не менее популярными и востребованными являются элементы по мотивам народных сказок – фабула и герои узнаются с первого взгляда, а насыщенность зависит лишь от фантазии создателя.

Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

Мастер-класс:

  1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
  2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
  3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
  4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.

цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

✔️Зарождение городецкого промысла

Городец – это древний русский город Нижегородской области, который всего на 24 года младше столицы России.

Городецкий промысел зародился в середине XIX века. Изначально крестьяне местных деревень занимались изготовлением прялок, которые потом продавали на нижегородской ярмарке.

Чтобы придать изделиям более привлекательный товарный вид, прялки стали украшать резными узорами.

Позже резьбовые рисунки стали подкрашивать, чтобы изделия выглядели ярче и привлекательнее.

А со временем от резьбы совсем отказались, так как её нанесение увеличивало срок изготовления прялок, и оставили только рисунки.

Немного истории

История указывает, что развитие этюдов по древесине привело к его применению на самых неожиданных предметах, которые включали в себя:

  • мебель;
  • сундуки;
  • сани;
  • утварь, используемая в помещении.

Чаще всего был символический характер, а фоновыми тонами были: зелёный, синий и иногда чёрный. Особенно популярными были и есть рисунки со специфической тематикой, где показаны люди и звери.

После I мировой войны искусство пришло в упадок, вынуждая специалистов искать другие источники дохода. Возрождение популярности направления связано с именем И.И. Овешкова, который открыл мастерскую для общественности.

В ней была организована подготовка соответствующих кадров, что и дало прирост умеющих обрабатывать исходник. Приобщение нового поколения к воссозданию обликов вырабатывает ощущение принадлежности к культуре своей страны и развивает художественное мышление на несхожих уровнях.

Особенности росписи

Вначале мастера украшали донца резными изображениями. Затем появилась инкрустация – мозаика из кусочков потемневшего дуба, падавшего в разливающуюся реку, и долго пролежавшего там. Из этих кусочков делались крупные элементы рисунка, а мелкие исполнялись резцом. Тогда же начала зарождаться техника городецкой росписи на доске – условность, схематичность письма животных, людей, предметов и растений. Постепенно к резному присоединяются рисованные сюжеты и раскраска. Композиция становится богаче, сложнее. Появляются ярусные картины – каждый ярус имеет свой сюжет, на котором выделяются различные детали изображения.

В 1870 году, в село Курцево, для обновления росписи местной церкви, приехал иконописец Огуречников. Он открывает деревенским ремесленникам приемы иконописи – слоевое наложение краски, оживки белилами. И мастера-резчики становятся художниками. Создаются изделия в иконописной технике. Городецкая работа быстро развивалась. Мастера брались за любую работу, разрисовывали мебель, панно, детские качалки. После Отечественной войны промысел полностью исчез. Заново возродился в шестидесятые годы. Художники украшали разделочные доски, шкатулки, матрешек, посуду.

Откуда пришло городецкое искусство?

История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках.

А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче.

Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками».

Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность.

Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья».

Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.

Таблица: фрагменты конспекта занятия по рисованию в «Городецкая роспись» старшей группе воспитателя О. И. Пономарёвой

Этап занятия
Вводная частьВоспитатель читает стихотворение:Мы пойдём по лугамС яркими цветами.Сказочные те цветы нарисуем сами –Здесь ромашки и купавки,Словно капельки росы,Расцветают здесь розаныУдивительной красы.Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?Ответы детей:Воспитатель: Ребята сегодня почтальон принёс письмо, давайте посмотрим, что же нам прислали! Какие-то картинки? В конверте лежит материал поэтапной росписи доски. Сегодня мы тоже будем городецкими мастерами. Украсим доску “бутонами” и “листьями”.
Основная частьВоспитатель: В настоящее время в качестве фона используют естественный желтоватый цвет дерева. Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?Ответы детей.Воспитатель: Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях — красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?Ответы детей. (уточнение названий: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).Воспитатель: Это розан, это купавка, это ромашка. Посмотрите внимательно на эти цветы, они могут быть как в голубых и синих тонах так и розово-красные. Ромашку узнать легко. У неё много тонких лепестков. У купавки центр смещён.Воспитатель: Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи? Хорошо, давайте займём свои рабочие места.
Практическая работа.Воспитатель: У вас на столе лежат листы, заранее покрашенные в жёлтый цвет. Давайте приступим к первому этапу выполнения. Выбираем понравившиеся цвета и рисуем подмалёвок — круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Другим цветом выполняем оттенёвку: рисуем круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путём примакивания кисти)Прежде чем приступить к третьему этапу, надо будет немного подождать, чтобы подсохла краска.
Проводим физминутку:Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)Больше спать не захотел (туловище вперёд, назад)Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться)Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево)Солнце утром лишь проснётсяБабочка кружит и вьётся (покружиться)
Заключительный этап росписи «оживка». Нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.
Заключительная частьИтог.Дети раскладывают свои работы на одном столе, выбирают наиболее понравившиеся, делятся впечатлениями. Воспитатель просит рассказать, чем занимались. Предлагает полюбоваться работами. Подумайте, чья работа вам понравилась и почему? Воспитатель хвалит детей и читает стихотворение.Рисовали мы цветыНебывалой красоты.Красоты той нет концаЭто всё для Городца.
Источникhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/01/26/konspekt-zanyatiya-gorodetskaya-rospis

Немного исторических фактов

Из-за того, что в основе всех этих техник лежит наивный стиль, многие продолжают путать их между собой, хотя даже при поверхностном ознакомлении становится очевидным, насколько разными они являются. И не последнюю роль в этом вопросе сыграла история возникновения русских народных промыслов, которая полна интересных фактов. Многое известно и о создании городецкого промысла:

  • Первые упоминания о технике появились еще в XIX столетии, тогда как ее родиной стали небольшие русские поселения, раскинувшиеся на берегах Волги. Примечательно, что все они были сосредоточены вокруг маленького городка под названием Городец (в современности, административный центр в Нижегородской области), откуда, собственно, и пошло название самого промысла.
  • Изначально незатейливыми орнаментами, оформленными в самых ярких оттенках, украшались прялки, притом что дощечки с узорами изготавливались отдельно из другой породы дерева, вставляясь в специальное углубление станка в уже готовом виде.
  • Красочная живопись быстро стала популярной, благодаря чему ею начали украшать не только донца прялок, но и другую утварь и даже отдельные элементы кораблей. В итоге начали появляться чашки, ложки, плошки и прочая мелочевка, расписанная незамысловатыми рисунками в красных, желтых, синих, зеленых и коричневых оттенках.
  • На первых порах техника представляла собой деревянную инкрустацию с очень сложной и кропотливой резьбой по дереву. Однако стремительное расширение применения промысла заставило народных умельцев отказаться от тяжелой техники в пользу более легкой и быстрой в выполнении росписи.
  • Рассвет технологии пришелся на 1870 год, когда художник Огуречников взялся обновить иконы в одной из нижегородских деревенских церквей, используя узнаваемые приемы из городецкой росписи и обучая им своих помощников. А вот в начале XX века она, напротив, пришла в упадок и даже на какое-то время полностью перестала применяться народными мастерами.
  • Свое название роспись получила не сразу, а только в 30-годах прошлого века, и доподлинно известно, что ее автором стал истинный ценитель и исследователь народного искусства по фамилии Василенко. Следует отметить, что наименование в честь Городца было выбрано отнюдь не случайно, ведь, помимо географической близости происхождения, техника почерпнула очень многое из быта и привычного уклада этого городка. Тогда же была открыта первая профессиональная мастерская, благодаря которой интерес к росписи начал стремительно возрождаться.
  • В 1960 году на базе мастерской была построена фабрика, в которой выполнялась роспись по дереву, представленному в различных конфигурациях.

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

Классическая

Классическая жостовская роспись выполняется на фоновой подложке черного или красного цвета.

Дизайн подходит для ногтей любой длины, однако на удлиненных ногтевых пластинах позволяет изобразить богатые цветочные композиции.

Если со свежим маникюром тебе предстоит посещать офис, деловые встречи и серьезные мероприятия, оформи в достоевском стиле один ноготь, а остальные покрой цветом из палитры ремесла. Несмотря на яркость, такой дизайн выглядит лаконично и утонченно.

Идея комбинированного дизайна – 2 расписных ноготка и золотой френч.

Цвет основного покрытия выбирай исходя из оттенков рисунка, тогда дизайн будет смотреться гармонично. В этом случае ногти покрыты пастельным сиреневым оттенком. Подобный тон есть в палитре лаков OPI с названием «Don’t Toot My Flute».

Такое сочетание выглядит смелее, но не менее гармонично. Однако с подобными решениями стоит быть осторожнее – роспись добавляет достаточно яркости и обилие цветов может перегрузить дизайн.

Классическая жостовская роспись в сочетании с френчем, кстати, тоже классическим. Такой маникюр подойдет для свадьбы или корпоратива.

Сочетание красного и черного кажется слишком агрессивным, но при грамотной комбинации получается совсем не вызывающим. Такой маникюр можно слегка приглушить, покрыв дизайн матовым топом.

Интересное решение двустороннего оформления свободно края. Мода на двусторонний дизайн ногтей пришла в 2020 году и до сих пор находит отклики в творчестве нейл-мастеров и их клиентов. Для того чтобы создать подобный декор, просто закрась внутреннюю сторону свободного края красным лаком.

Изначально, жостовские мастера изображали только сложные, объёмные цветы – пионы, розы, лилии. Только после 1920 года в промысел добавились фиалки, тюльпаны и другие простые растения.

Городецкая роспись в маникюре

Роспись на ногтях: материалы, пошаговые инструкции, идеи дизайнов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий