Правообладателям

Автор против правообладателя

Поскольку личные неимущественные и иные права неотчуждаемы, то даже после передачи исключительного права, они остаются у автора, что даёт ему ряд соответствующих полномочий и рычагов воздействия.

Например, автор вправе требовать указания авторства своего произведения, в том числе творческого псевдонима (право авторства, ст. 1265 ГК РФ). Кроме того, существует предусмотренное ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения: запрещается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Или, например, автор вправе отозвать обнародование ещё необнародованного произведения даже тогда, когда право уже отчуждено другому лицу, разумеется, при условии возмещения соответствующих расходов новому правообладателю (право отзыва, ст. 1269 ГК РФ).

Но не стоит забывать о том, что часто автор лишён возможности творить или существенно в ней ограничен по сугубо экономическим причинам, а потому, являясь слабой стороной, вынужден соглашаться на невыгодные условия договоров.

Например, начинающая или не очень известная музыкальная группа зачастую не может без сторонней материальной поддержки записать, свести, обработать, выпустить и распространить альбом в силу объективно существующих финансовых ограничений. Да, какие-то демо-записи можно сделать в домашних условиях, но серьёзное качество требует серьёзной дорогостоящей аппаратуры и привлечения профессионалов, что не просто дорого, а зачастую очень дорого. А потому приходится заключать договор с более сильной экономически стороной на откровенно кабальных условиях, часто жертвуя титулом правообладателя, как единственным имеющимся экономическим активом.

Аналогичные ситуации возникают не только в музыке, но и везде, где невозможно или затруднительно воплотить свои творческие идеи без крупных вложений. И это не только в РФ такая ситуация, потому что построен «неправильный капитализм» или народ какой-то особо жадный, или особо бедные творцы, вовсе нет. Такие ситуации случаются везде и сопровождали даже всемирно известных творческих деятелей в самые «сытые» годы, о чём написано немало историй.

Причина проста — то, что для одних творчество и самореализация, для других — только бизнес, предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли со всеми вытекающими последствиями.

Вспоминается фраза, написанная коллегой-юристом по поводу отсутствия его книги в электронном виде, выглядевшая примерно вот так: “Увы, такова политика издательства. С этим ничего не поделать, я, к сожалению, всего лишь автор”. Всего лишь автор. Пожалуй, квинтэссенция статуса автора в одной фразе.

Разные взгляды на авторское право[править | править код]

По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.

  1. Полное признание имущественных прав автора. Именно этой позиции соответствует современное законодательство об авторском праве, в том числе и российское.
  2. Полное признание имущественных прав автора, но со свободным использованием произведений, если автор это явно не запрещает. Такой подход типичен для российских электронных библиотек — произведения выкладываются на сайты без ограничений, но немедленно убираются, если автор потребует этого.
  3. Признание за автором только неимущественных авторских прав. Такая ситуация сложилась в движении свободного программного обеспечения. Эта идеология является господствующей и основообразующей в Википедии (хотя и не все авторы Википедии её разделяют).
  4. Отрицание и имущественных и неимущественных авторских прав. Приверженцы этой позиции видят в плагиате легитимный протест против культурного истеблишмента и авторитетов. Такую позицию декларировало, например, движение ситуационистов.

Критика законодательства об авторском правеправить | править код

Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы.

С другой стороны, существование понятия минимальных ставок авторского вознаграждения и неотъемлемость права автора на отзыв произведения делают на территории ряда стран (включая Россию и Украину) юридически ничтожными все «свободные лицензии» (в том числе и используемую в Википедии GNU Free Documentation License)[Источник?].

Казусы авторского праваправить | править код

  • Группа The Verve записала один из своих хитов, использовав музыку Rolling Stones. The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счет Rolling Stones.
  • Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историю Скарлетт О’Хара с точки зрения чернокожих рабов, потому, что в произведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.
  • Уолт Дисней создал первый мультфильм о Микки Маусе «Пароходик Вилли», использовав в качестве основы сюжета фильм комика Бастера Китона «Пароход Билл», нарушив копирайт.

Как доказать наличие у вас авторских прав

Авторские права возникают в силу факта создания произведения и не требуют какой-либо регистрации. Однако авторам песен стоит заранее задуматься о доказательствах, свидетельствующих о том, что песни написаны именно ими. Чем больше будет таких доказательств, тем сильнее будет позиция автора в случае возможного спора.

Доказать наличие у вас авторского права можно следующими способами:

️ Обратиться к нотариусу, принести ему ноты произведения, текст песни. Нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа, фиксируя дату предоставления документа. Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса;

️ Депонировать произведение (например, путем обращения в Библиотеку Конгресса США);

️ Заключить договор с лейблом или дистрибьютором;

️ Отправить «Почтой России» самому себе ценное письмо с описью (в ней следует указать наименование песни, авторов и вид носителя: диск CD-R, флеш-карта или иной носитель, а также вложить в конверт сам носитель) и не вскрывать его;

️ Отправить содержащий произведение файл самому себе по электронной почте.

В последнее время стали появляться компании, которые за относительно небольшую сумму (от 200 до 900 рублей) депонируют произведения, позволяя автору получить электронный сертификат с датой и временем загрузки произведения в электронный реестр. Впрочем, такой способ подтвердить авторские права еще не проверен судебной практикой.

Советуем также хранить исходные материалы, подтверждающие процесс создания музыки (это могут быть, например, файлы — проекты в специализированных программах: Ableton, Logic Pro, Cubase), а также вписывать свое имя в настройках программы в качестве композитора или исполнителя. 

Кроме того, не стоит пренебрегать и знаком охраны авторского права, который состоит из знака , года первого опубликования произведения и наименования правообладателя. Такой знак можно ставить на экземплярах произведения, приложениях к нему или иным образом указывать в связи с сообщением в эфир, по кабелю либо при использовании произведения в интернете.

https://youtube.com/watch?v=yzP4kQhlPBY

Lana Del Rey — «Get Free». В январе 2018 года участники Radiohead подали в суд на Лану Дель Рей, заметив удивительную схожесть ее композиции «Get Free» с альбома 2017 года «Lust for Life» и мелодии дебютного сингла Radiohead «Creep» 1992 года. Истцы претендовали на 100% издательских прав на композицию Ланы Дель Рей, та предлагала сойтись на 40%. В марте стороны пришли к соглашению, подробности которого не разглашали.

Что делать, если ваши права нарушены

Самый базовый совет — найдите профессионального юриста в сфере авторского права и интеллектуальной собственности. Он поможет вам грамотно выстроить все этапы претензионной работы, чтобы пресечь и наказать нарушителя.

Запомните — у вас должны быть доказательства, что вы являетесь создателем, а значит, и правообладателем контента

Это особенно важно, если конфликт перейдет в судебную плоскость. Чтобы избежать трудностей, не игнорируйте советы по подтверждению ваших прав

В ряде случаев допустимы самостоятельные действия по пресечению нарушений, особенно если ваша основная цель — удаление незаконно размещенного контента. 

На многих интернет-сайтах (например, YouTube) разработаны внутренние системы разрешения конфликтов. Вы можете предъявить претензию («кинуть страйк») в случае, если считаете, что права на ваш контент нарушены.

Также на многих сайтах есть специальные формы и процедуры, позволяющие направить претензию/уведомление о нарушении ваших прав на контент.

Кроме того, для выявления потенциальных нарушителей музыканты могут обратиться к паблишерам, лейблам и дистрибьюторам, которые управляют их правами.

Коллективное управление авторскими и смежными правами – авторские общества (ОКУП)

Итак, идея коллективного управления авторскими и смежными правами не является новой ни для большинства развитых стран в целом, ни для России в частности. 

ОКУП условно расшифровывается как организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами. 

На современном этапе в нашей стране эта сфера деятельности регулируется ст. 1242-1244 ГК РФ. Из этих норм закона следует, что обладатели авторских и смежных прав (авторы, исполнители, изготовители фонограмм и т.д.) могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации (далее – НКО), то есть ОКУПы. В этих же статьях ГК РФ определены причины для такого объединения:

  • если реализация прав в индивидуальном порядке затруднена;
  • если действующим законодательством допускается использование объектов их прав без разрешения обладателя, но с выплатой ему вознаграждения.

Можно сказать, что ОКУПы нужны авторам, которые не хотят, не могут или не умеют сами себя «продавать». То есть, упрощая, основой для возникновения ОКУП стала поговорка «Один в поле не воин». 

Чаще всего такие НКО создаются в формах ассоциаций, некоммерческих партнерств, союзов или общественных организаций. 

Также в ГК РФ есть список сфер деятельности, в которых может быть создана ОКУП:

  • обнародование музыкальных и музыкально-драматических произведений при их публичном исполнении, а также путем сообщения в эфире или по кабелю;
  • использование музыкальных произведений в аудиозвуковом воспроизведении публично или путем сообщения в эфир или по кабелю;
  • право следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  • осуществление прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений за публичное исполнение и/или сообщение в эфир по кабелю, в частности, в коммерческих целях.

Во всех перечисленных случаях ОКУП имеет право действовать только в рамках полномочий, предоставленных ей автором или правообладателем. То есть выходить за рамки заключенного договора с автором такие организации не могут. Например, ОКУП вправе вести переговоры с организаторами концерта, но решить будет ли там выступать конкретный певец за него нельзя, если это специально не зафиксировано в договоре о передаче прав. 

В отношении любой из названных сфер деятельности получить государственную аккредитацию может только одно авторское общество. То есть создаваться и регистрироваться может неограниченное количество ОКУП, но получить официальный статус от государства, который позволит реализовать права и исполнять обязанности в полной мере, — не больше одной. Зато аккредитованное авторское общество может действовать в нескольких из вышеназванных сфер. При этом антимонопольное законодательство на ОКУП не распространяется. То есть одно авторское общество, в принципе, может сосредоточить под своим управлением все творческие сферы. По сути, один шаг и членство в ОКУП станет обязательным. Даже такого деления как было в советский период – Союз художников, Союз писателей и т.д. – можно не сохранять. 

Уведомление о нарушении авторских прав

Если вы считаете, что перевод дорамы на сайте inteatr.ru нарушает ваши авторские права, вы можете написать уведомление о нарушении прав и отправить его на адрес info@inteatr.ru и мы незамедлительно осуществим блокировку перечисленной в уведомлении дорамы или фильма.

Часть 512(c) Акта об авторских правах (Digital Millennium Copyright Act) предъявляет определенные требования к форме этого уведомления. В соответствии с этим, оно должно быть предоставлено в письменном виде и обязательно содержать следующую информацию:

  • Материальную или электронную подпись лица, имеющего право представлять интересы человека, чьи авторские права на материал были нарушены.
  • Указание на работы (материалы), в отношении которых нарушены права. В случае, когда уведомление сообщает о нарушениях авторского права на несколько таких материалов (текстов, изображений), в нем должны быть приведены указания на каждый из них.
  • Указание на материал, нарушающий авторские права или являющийся субъектом поведения, нарушающего авторские права, каковой материал должен быть удален с сайта Dorama live или заблокирован для доступа. Вы также должны предоставить исходный адрес (URL) этого материала.
  • Информация о том, как связаться с вами, например адрес электронной почты, почтовый адрес или номер телефона.
  • Утверждение, что вы действительно считаете, что использование данного материала в таком виде не разрешено ни владельцем авторских прав, ни его агентом, ни законодательством США.
  • Заявление, сделанное ввиду возможных штрафных санкций за предоставление ложных сведений, что представленные вами факты не содержат ошибок и искажений, и вы имеете право действовать от лица владельца авторских прав.

Авторские права и правила

Ресурс svarkaved.ru (обозначенный далее термином «сайт») относится к источникам информации, не требующим дополнительной регистрации пользователей и действующим на основе актуального законодательства Российской Федерации.

Авторские права на графические файлы (фотографии, схемы, анимацию, презентации), представленные на сайте, принадлежат законным авторам. Часть информации получена из общедоступных или открытых источников информации, данные применяются в некоммерческих целях. Администрация сайта уважает права правообладателей и отслеживает все факты нарушения законодательства, опубликованная с нарушениями авторских прав документация подлежит удалению со страниц сайта (при наличии технической возможности).

Если пользователь является правообладателем или владельцем исключительных прав на публикацию или воспроизведение информации (или иной способ донесения данных до всеобщего сведения) и находит, что права правообладателя нарушены администрацией сайта, то необходимо связаться с администрацией при помощи электронной почты info@svarkaved.ru или специальной формы обратной связи. Необходимая контактная информация приведена на страницах сайта. Заявка или жалоба будет рассмотрена в соответствии с действующими нормативами законодательства Российской Федерации. Спорные вопросы урегулируются администрацией сайта с правообладателями в досудебном порядке.

Если находящаяся на сайте графическая информация и/или текстовые материалы входят в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации (в частности, не соответствуют нормативам и требованиям Федеральных законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), то владелец сайта просит уполномоченные государственные органы сообщить о выявленных нарушениях при помощи электронной почты info@svarkaved.ru

В письме указывается следующая информация:

  • ссылка на страницу, содержащую противоречащую Федеральному законодательству информацию;
  • название и номер нормативного акта, которому противоречит представленная информация;
  • контактные данные представителя уполномоченного государственного органа, обнаружившего противозаконную информацию на страницах сайта.

Владелец сайта обязуется в кратчайшие сроки отреагировать на сообщение и удалить противозаконную информацию. Если у владельца ресурса нет возможности выполнить требование уполномоченного государственного органа, то владелец обязуется связаться с представителем контролирующей организации с целью разработки порядка действий по ограничению доступа пользователей к информации, нарушающей Федеральное законодательство.

Субъекты авторского права[править | править код]

В субъективном смысле под авторским правом понимаются права, возникающие у автора (а в некоторых случаях и у других лиц) при создании им произведения. Авторские права принято разделять на имущественные и неимущественные.

Охрана авторских правправить | править код

Авторские права охраняются т. н. Агентствами по Охране Авторских Прав (Например такие, как: РАО — в Росси, GEMA — в Западной Европе, ASCAP — в США). Размещением авторских прав в Европе и США занимаются Publishing Company англ. (Паблишеры), которые способствуют коммерческому распространению авторских прав и отслеживают правильность авторских отчислений держателям авторских прав.

Неимущественные авторские праваправить | править код

включают в себя:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу. В англоязычных источниках неимущественные авторские права обозначаются термином moral rights, который буквально переводится как моральные права, но в русскоязычных источниках термин моральные права обычно в этом значении не используется.

Имущественные авторские праваправить | править код

В свою очередь, имущественные авторские права включают в себя право:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передачи части или всех имущественных прав называется авторским договором, Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты.

Срок охраны имущественных правправить | править код

Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана».

С 26 июля 2004 года в РФ он составляет время жизни автора и 70 лет после его смерти (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России. Давно сделано наблюдение, что продолжительность охраны имущественных авторских прав связана с Микки Маусом и «Майн кампф». Как только появляется вероятность перехода их в общественное достояние, срок продлевается.[Источник?]

Обязанности Администрации Сайта

3.1. Предоставить Зарегистрированному пользователю возможность создавать на Сайте информационные сообщения с содержанием соответствующим тематике Сайта.

3.2. Администрация Сайта может отказать Зарегистрированному пользователю в размещении любой информации без объяснения причин, а также удалить уже размещенную информацию. В любом случае, Администрация Сайта не несет ответственности за сроки проверки (модерации) размещаемой Зарегистрированными пользователями информации.

3.4. Администрация Сайта прилагает все возможные усилия для того, чтобы избежать несанкционированного использования третьими лицами персональных данных Зарегистрированных пользователей. Но Администрация Сайта не несет ответственности за возможное не целевое использование персональных данных Зарегистрированных пользователей, произошедшее в случае:

  • Технических неполадок в программном обеспечении, серверах или компьютерных сетях, находящихся вне контроля Администрации Сайта;
  • Перебоев в работе Сайта, связанных с намеренным или ненамеренным использованием Сайта не по назначению третьими лицами;
  • Передачи паролей или информации с Сайта Зарегистрированным пользователем третьим лицам.

3.5. Администрация Сайта обязуется не предоставлять никакие персональные данные о Зарегистрированных пользователях частным лицами и организациям, заявляющим о возможном не целевом использовании подобной информации (рассылки несанкционированной рекламы, спама, предоставлении информации другим лицам и тому подобное). Но Администрация Сайта не отвечает за возможное не целевое использование информации с Сайта Пользователями или иными лицами и/или организациями, которое произошло без уведомления Администрации Сайта.

Заключительные положения

7.1. Все существующие на данный момент сервисы, а также любое развитие их и/или добавление новых является предметом настоящего Соглашения. Пользователь понимает и соглашается с тем, что все сервисы предоставляются по факту наличия и Администрация Сайта проекта не несет ответственности ни за какие задержки, сбои, неверную или несвоевременную доставку, удаление или не сохранение какой-либо пользовательской персональной информации.

7.2. Логотип, название, элементы дизайна, оформления и общий внешний вид являются собственностью Сайта, и их использование без прямого согласия Администрации Сайта запрещено.

7.3. В связи с затруднительной идентификацией пользователей интернет-сайтов по техническим причинам Администрация Сайта не отвечает за то, что Зарегистрированные пользователи являются действительно теми людьми за кого себя выдают, и не несет ответственности за возможный ущерб причиненный Пользователям или другим лицам по этой причине. Администрация Сайта не гарантирует, что программное обеспечение, сервера и компьютерные сети, используемые Сайтом, свободны от ошибок и компьютерных вирусов. Если использование Сайта повлекло за собой утрату данных или порчу оборудования, Администрация Сайта не несет за это ответственности.

7.4. Используя информацию с Сайта, Пользователь осознает и принимает риски связанные с возможной недостоверностью размещенной на Сайте информации, а также с тем, что некоторая информация может показаться ему угрожающей, оскорбительной, клеветнической, заведомо ложной, грубой, непристойной. Если это произошло, Пользователь должен немедленно прекратить использовать Сайт и сообщить Администрации Сайта о наличии подобной информации.

7.5. Пользователь, размещая свои персональные данные на Сайте осознает и принимает все возможные риски связанные с возможным использованием его персональных данных широким кругом Пользователей Сайта.

7.6. Размещение Пользователем информации на Сайте означает его согласие с настоящим Соглашением (офертой).

7.7. Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением подлежат разрешению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.8. Срок действия настоящей публичной оферты не ограничен.

Популярные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правам

К популярным организациям, занятым в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами на современном этапе, можно отнести следующие:

  1. Российское авторское общество (РАО), которое занимается управлением (их осуществлением) авторскими и смежными правами в сфере обнародования музыкальных произведений (с текстом и без него) и отрывков из них при публичном исполнении или сообщении в эфире полностью или в составе другого аудиовизуального произведения;
  2. АНО Российская фонографическая ассоциация (РФА) занято управлением имущественными правами производителей фонограмм (обладателей смежных прав), которое осуществляется на коллективной основе;
  3. НП Российское общество прав исполнителей (РОУПИ) управляет имущественными правами исполнителей и их наследников, а также осуществляет аналогичную функцию по отношению к обладателям смежных прав;
  4. ОО Российский Союз Правообладателей (РСП) управляет правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений при получении вознаграждений за их свободное воспроизведение в личных целях. Пользователями, которые в данном случае должны уплачивать вознаграждение, являются изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, которые используются непосредственно для воспроизведения, при их ввозе на таможенную территорию РФ;
  5. НП Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) занимается управлением правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей и автографов литературных и музыкальных произведений;
  6. НП Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) представляет права исполнителей и изготовителей фонограмм при осуществлении ими прав на получение вознаграждения за их свободное использование в коммерческих целях;
  7. ОО Российское авторское общество КОПИРУС управляет правами авторов и правообладателей, в частности, при получении ими вознаграждений за копирование их произведений.  

Деятельность ОКУП

Функцией ОКУП является управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, в рамках полномочий, которые были ей переданы авторами и правообладателями. Непосредственно исполнение этой функции выражается в следующем:

  • заключает лицензионные договора с пользователями авторских и смежных прав;
  • собирает с пользователей объектов авторских и смежных прав соответствующие вознаграждения и перечисляет авторам и правообладателям за вычетом своей комиссии;
  • отслеживает случаи неправомерного использования объектов авторских и смежных прав, в частности, если это произошло без выплаты положенного вознаграждения;
  • защищает права правообладателей, в частности, в судебном порядке.

Изъятие прав из РАО и ВОИС

В управление РАО и ВОИС по умолчанию входит весь мировой репертуар музыки, но если правообладатель не желает сотрудничать с этими организациями, он может пройти процедуру изъятия прав. После этого общества не смогут выдавать разрешения и собирать вознаграждение в отношении его музыки.

Если кто-то захочет использовать вашу музыку, ему будет нужно договориться с вами напрямую (как правило, путем заключения отдельного лицензионного договора).

В прессе время от времени можно увидеть новости о том, что известные авторы и исполнители изъяли права на свои произведения из РАО и ВОИС. Но даже с учетом того, что система коллективного управления несовершенна, вести работу по администрированию своей музыки самому весьма накладно. Как правило, это могут позволить себе только крупные и известные правообладатели.

В феврале 2016 года РАО проиграло иск по концерту Эмира Кустурицы — организаторы события («Академия чудес») успешно доказали в суде, что сами заплатили авторское вознаграждение музыканту. Подробнее.

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (). Согласно в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 “”).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия ()

Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица

Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий